Вопросы по формированию звуковой сцены

Что такое реверберация, планировка домашних кинотеатров и студий звукозаписи, звукорассеивание и звукопоглощение, размещение акустических материалов в музыкальной комнате, дискотеке, конференц-зале, боулинге и т.д.

Модераторы: Виталий Роденков, Александр Фадеев, Антон Перетокин, Николай Канев, Андрей Нечаев, Наталья Ширгина, root, Александр Боганик

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Пт мар 06, 2015 6:34 pm

Сегодня, ради эксперимента, установил по центру фронтальной стены диффузор Шрёдера вместо пластиковой бочки (второй девайс расположен по центру тыловой стены). Размеры девайса 117 х 84 х 27 см. - это обусловлено тем, что оба диффузора в виде единого блока предназначены конкретно для монтажа на тыловой стене.
Само собой, первые впечатления ещё не оформлены и окончательные выводы делать преждевременно, поскольку прослушал пока только один альбом YELLO "Touch", но поделиться ими таки могу.
Прежде всего, скажу, что звучание хорошо знакомого альбома довольно сильно отличается от предыдущих впечатлений... Хорошо это или плохо, как я уже сказал, говорить рано.
Сначала о хорошем.
Сцена субъективно напоминает реальную просторную объёмную сцену в зале, звучание, как бы с лёгкой реверберацией и послезвучиями. При этом, "полотно" сцены цельное, сплошное без разрывов, "окутывающее"... Центральный образ осязаемый, хорошо сфокусирован, но не "выпирает" из полотна сцены, а гармонично вписывается в него и при этом таки воспринимается в качестве доминирующего.
Звучание масштабное, лёгкое, вовлекающее, "сочное", "певучее", эмоциональное, на низком вокале "интимное", "бархатное" (извиняюсь за оксюморон).
Чрезмерной резкости звучания, по сравнению с тем, как было раньше, значительно меньше. Приятный и, как мне кажется, близкий к естественному тембральный баланс.
Пространственные эффекты воспринимаются неожиданно живо и естественно, например, в альбоме "Touch" YELLO в конце третьей композиции "Out Of Dawn", самолёт летит из глубины сцены к точке прослушивания и, делая круг прямо над моей головой слева направо, снова удаляется вдаль (в глубь сцены) по сложной траектории... До этого он до меня не долетал...
А в конце четвёртой композиции "Bostich (Reflected)" очень натуральные раскаты грома и такая же натуральная цикада практически в кустах справа на 14-30.
Что касается области прослушивания. Да, да - это теперь, действительно, таки область, а не точка, несмотря на узкую направленность мониторов Smile. Если до этого даже относительно небольшие смещения головы слушателя вперёд-назад и вправо-влево сопровождались заметными изменениями в характере звучания, то после установки акустических диффузоров характер звучания остаётся достаточно однородным даже при значительных изменениях локализации точки прослушивания.
Теперь, о том, что не понравилось или вызывает сомнения.
Таких моментов немного... Но локализация и очерченность звуковых образов однозначно ухудшились, а сами образы стали несколько крупнее и несколько смазаны. Как мне показалось, в некоторых местах отдельных композиций есть что-то неуловимое, некомфортное на СЧ - пока не понял, что именно, но то, что этот эффект связан с эффектом реверберации - очевидно.
Не спеша в течение недели послушаю разные стили - отпишусь.
Вложения
Диффузор Шрёдера у тыловой стены уменьш.jpg
Диффузор Шрёдера у тыловой стены уменьш.jpg (207.47 КБ) Просмотров: 2625
Диффузор Шрёдера у фронтальной стены 1 уменьш.jpg
Диффузор Шрёдера у фронтальной стены 1 уменьш.jpg (205.17 КБ) Просмотров: 2625
Диффузор Шрёдера у фронтальной стены уменьш.jpg
Диффузор Шрёдера у фронтальной стены уменьш.jpg (210.54 КБ) Просмотров: 2625
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Вс апр 12, 2015 10:17 am

После достаточно продолжительного прослушивания различного музыкального материала пришёл к выводу, что некоторая потеря в локализации и увеличение размера виртуальных музыкальных образов вовсе не фатальны, а то, что приобретается взамен - с лихвой окупает компромисс. Так, что диффузор Шрёдера в центральной области фронтальной стены в моей КДП таки однозначно "прижился" :D .
Сейчас заканчиваю верхнюю горизонтальную секцию составного тылового диффузора Шрёдера и сразу же приступаю к изготовлению девайса для фронта, только он будет несколько мельче (порядка 20 см.).
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Ср июл 29, 2015 12:42 pm

Это полуфабрикат - один из элементов "рабочей" поверхности горизонтально-ориентированного (верхнего) диффузора Шрёдера для акустического оформления тыловой стены.
А пока эти два элемента ещё без рамки и не собраны в единую конструкцию, я в качестве эксперимента разместил их в площадках первых отражений на боковых стенах.
Фото0085.jpg
Фото0085.jpg (188.69 КБ) Просмотров: 1980
Фото0086.jpg
Фото0086.jpg (190.35 КБ) Просмотров: 1980
Фото0087.jpg
Фото0087.jpg (232.21 КБ) Просмотров: 1980

Эффект очень интересный, хотя, и неоднозначный...
Первые субъективные впечатления:
- звучание "открытое", "лёгкое", "эмоциональное";
- потрясающая пространственность звучания (стен, как будто бы нет...);
- очень интересно, что при этом, звучание стало заметно "чище", причём даже на "тяжёлой" музыке;
- гораздо приятнее тембральный баланс - звучание инструментов и вокала гораздо натуральнее;
- субъективно значительно расширилась зона восприятия стерео (то есть, точка прослушивания расширилась до некой области);
- звучание стало более "певучим", "мягким" - исчезла неприятная "резкость";
- фокусировка центрального образа не нарушилась, хотя мнимые источники звука стали несколько больше в размерах и локализуются несколько выше привычной картинки;
- интересное наблюдение - сцена не стала шире, чем с использованием поглотителей... я бы сказал, что она стала даже несколько уже, но не фатально;
- локализация мнимых музыкальных образов несколько ухудшилась, но, отнюдь, не пропала напрочь;
- также интересно, что во время прослушивания уровень громкости теперь приходится добавлять, а не, как казалось бы, уменьшать.
В который раз убеждаюсь, что формирование диффузного звукового поля в зоне прослушивания даёт потрясающий результат. Хотя, опять же, всё это достаточно субъективно и вовсе не факт, что не найдутся люди, которые таки предпочтут локализацию...
Однако, в любом случае, это непременно нужно услышать самому...
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Вохмянин Михаил » Пн авг 03, 2015 10:10 am

Поэкспериментировали со стилями? Интересно послушать классику. И что за аппаратура у вас?
з. ы. Винни Пух забавный на полу...
Вохмянин Михаил
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: Вт янв 25, 2011 12:16 pm
Город: Санкт-Петербург

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Пн авг 03, 2015 10:58 am

Аппаратура без особых претензий - обычная Hi-Fi система: Naim CD5i, Naim Nait 5i, JBL4311, питание CD - сетевой фильтр MonsterPower HTS 2600, сетевые кабели Transparent и Kimber, межблочные и акустические Mapleshade Omega-micro. CD - только фирменные.
Классику не слушал - не люблю, поэтому в коллекции нет. В основном тяжёлый рок-блюз, немного старого рока, электронная музыка...
Само собой, этот вариант чисто экспериментальный, что нетрудно заметить даже при беглом взгляде - малый фонд звукопоглощения в зоне АС для такого помещения. Как результат - спокойные композиции в исполнении малых составов субъективно звучат здорово, а на насыщенных "потяжелее" время реверберации явно великовато, что подтверждается и объективно - усреднённый график EDT неравномерен, имеет выраженный подъём выше 1 кГц. до 0,5 - 0,55 сек.
После добавления двух пористых абсорберов в площадках первых отражений рядом с диффузорами и ещё двух в тыловой зоне комнаты, ситуация несколько лучше - остаётся небольшой подъём в районе 2 кГц. до 0,48 сек., остальной график в пределах 0,3 - 0,4 сек.
Продолжаю настройку - ищу оптимальный баланс между рассеиванием и поглощением.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Ср окт 07, 2015 10:29 pm

Ещё интересная, с моей точки зрения, информация.
При использовании дипольных АС с автономными узкими ВЧ/СЧ секциями (альтернативный вариант акустического оформления на динамиках и кроссоверах JBL4311) оптимальным оказался вариант построения звуковой сцены с расположением в центральной области фронтальной стены не акустического рассеивателя, а звукопоглотителя.
Это я к тому, что, с моей точки зрения, универсальных рецептов в данном вопросе таки не существует, но есть, несомненно, полезные концептуальные рекомендации. Однако выбор конкретной концепции в каждом конкретном случае, думаю, должен основываться на результатах экспериментов с различными вариантами акустической обработки фронтальной стены.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Ср окт 28, 2015 6:11 pm

Пока напрашивается вывод о том, что в случае использования узконаправленных АС размещение рассеивателя в центральной области фронтальной стены "оживляет" сцену, а вот в случае использования АС с широкой диаграммой направленности такое решение может быть слишком "ярким" и поэтому в приоритете таки поглощение. Хотя, допускаю, что очевидность такого утверждения достаточно дискутабельна...
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Ср янв 27, 2016 8:58 am

После длительных экспериментов с использованием различных широкополосных поглотителей резистивного типа, акустических рассеивателей, диффузоров Шрёдера, резонаторов Гельмгольца/перфорированных панелей, мной таки был сделан выбор в пользу последних.
В центральной области фронтальной стены я использовал перфорированные гипсокартонные панели Plaza с регулярной квадратной перфорацией компании Danoline. В боковых секциях фронтального девайса, попадающих в площадки первых отражений, применены стекловолоконные панели чёрного цвета Ecophon Industry Modus TAL-M.

Фото09.jpg
Фото09.jpg (181.24 КБ) Просмотров: 1485
Фото01.jpg
Фото01.jpg (181.55 КБ) Просмотров: 1485
Фото02.jpg
Фото02.jpg (215.96 КБ) Просмотров: 1485

Сверху на описанной законченной конструкции на фото стоит прямоугольная горизонтально расположенная панель чёрного цвета Ecophon Industry Modus TAL-M и опёртая на неё в центральной области квадратная гипсокартонная панель c регулярной круглой перфорацией Belgravia компании Danoline - это пока просто эксперимент.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Вохмянин Михаил » Ср янв 27, 2016 3:10 pm

Подглушили площадку ранних отражений. Как впечатления?
Вохмянин Михаил
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: Вт янв 25, 2011 12:16 pm
Город: Санкт-Петербург

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Ср янв 27, 2016 4:52 pm

Михаил, так, ведь дело-то не столько в том, что "подглушил" - главный вопрос с начала темы был "КАКИМ ОБРАЗОМ"? Собственно, тема-то именно об этом.... и почему...? Да, и речь шла не столько о площадках первых отражений на фронтальной стене, сколько об акустической обработке её центральной области...
Хотел услышать мнение СПЕЦОВ, а пришлось таки "разгребать" (собственно, как всегда....) самому :).
Надеюсь, как минимум, информация будет полезна широкому кругу аудиофилов, а, как максимум, таки побудит, в конце концов, к дискуссии, обозначенной в начале темы, специалистов-акустиков...
С уважением.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Сб фев 13, 2016 7:14 pm

Открывая эту тему, я предлагал рассмотреть различные варианты акустической обработки фронтальной стены.
Дело в том, что на практике далеко не во всех случаях слепое следование концептуальным теоретическим рекомендациям в данном вопросе идёт на пользу и довольно часто субъективно отмечается не улучшение, а ухудшение некоторых характеристик звуковой сцены...
И, коль, более или менее развёрнутого и аргументированного комментария по данному вопросу так никто и не предложил, таки попытаюсь изложить свою собственную точку зрения.
Думаю, многие сталкивались с таким эффектом, когда после размещения широкополосного поглотителя в центральной области фронтальной стены между АС звучание вдруг становилось "глухим", "закрытым", "непрозрачным", как бы завуалированным... И субъективно, даже с акустически необработанной "голой" фронтальной стеной звучание было более "открытым", "воздушным", "ярким".
Долго пытался разобраться с этим вопросом, тем более, что в тематических источниках информации встречаются самые разные примеры и рекомендации, например, кто-то полностью "глушит" фронтальную стену между АС широкополосными поглотителями резистивного типа, а кто-то, наоборот, размещает там массив акустических рассеивателей или даже диффузоров... Одни монтируют в центральной области фронтальной стены большой вертикальный полу-цилиндрический дефлектор, другие же используют для акустической обработки фронтальной стены щелевые резонаторы Гельмгольца или перфорированные панели...
В одном из своих постов выше, я пытался сделать анализ спектра первых отражений от фронтальной стены, а именно понять откуда в этом спектре появляется ВЧ/ВСЧ составляющая, если в типичных АС эти частоты излучаются только вперёд, то есть, в противоположную от фронтальной стены сторону...
Как мне кажется, только разобравшись с этим вопросом, можно попытаться решить основную задачу, обозначенную в заголовке данной темы.
К чему пришёл. В он-лайн калькуляторе Андрея Смирнова "Определение месторасположения площадок ранних отражений" по ссылке: _http://www.acoustic.ua/forms/calculator4.html из рисунка, иллюстрирующего локализацию площадки первых отражений на фронтальной стене, можно сделать вывод о том, что в любой комнате эта площадка будет непременно располагаться именно там, где она нарисована красным цветом. Однако, на самом деле, ведь это вовсе неочевидно...
Для того, чтобы это понять, просто, в качестве примера, представьте себе инсталляцию АС у длинной стены достаточно большой прямоугольной комнаты. В данном случае АС будут расположены относительно далеко друг от друга и относительно близко к фронтальной стене. Точка прослушивания также относительно близко располагается к плоскости АС. В результате, если с помощью зеркала определить точки первых отражений, то выяснится, что они окажутся расположены достаточно далеко друг от друга и, следовательно, объединять область между ними в единую площадку первых отражений, очевидно, не совсем корректно. То есть, я хочу сказать, что в данном варианте инсталляции имеет место не одна площадка первых отражений на фронтальной стене в области между АС (как показано на рисунке калькулятора), а две независимые для каждой АС, расположенные по бокам от центральной области стены.
Таким образом, в рассмотренном варианте инсталляции мы имеем две площадки первых отражений на фронтальной стене для каждой из АС и некую центральную область фронтальной стены между ними, не входящую в границы этих площадок. Думаю, как раз, именно этот момент и является определяющим в выборе варианта акустической обработки фронтальной стены и, в частности, её центральной области.
В пользу этой гипотезы говорит и такой распространённый приём, который достаточно часто используется аудиофилами во всех странах и во все времена - несколько раздвинутые по центру тяжёлые шторы на фронтальной стене, оставляющие открытой часть "голой" стены и/или экран TV. В детали вникать не буду - думаю, суть мысли вполне понятна...
Теперь о практической стороне вопроса.
В общих рекомендациях по акустической обработке площадок первых отражений говорится о нежелательности использования для этих целей неоднородных/комбинированных девайсов, то есть, когда одно устройство состоит из нескольких акустических материалов/устройств с различными принципами действия и/или с отличающимися акустическими характеристиками. Уточняю, речь идёт только о распределении таких составляющих по площади девайса! Но в нашем случае, центральная область фронтальной стены выступает в качестве автономной зоны, не имеющей непосредственного отношения к площадкам первых отражений, поэтому логично предположить, что вариант её акустической обработки вполне может отличаться (причём кардинально!) от варианта акустической обработки площадок первых отражений.
Само собой, то, о чём я сейчас говорю - это всего лишь моя субъективная точка зрения, которую я попытался изложить в качестве рабочей гипотезы. Согласен, что данная гипотеза вовсе не является безукоризненной, поскольку таки оставляет достаточно много серьёзных вопросов без внятных ответов... Однако, как вы сами видите, в этом случае практически всё достаточно логично "схлопывается" и "становится на свои места".
1. "Глушим" площадки первых отражений на фронтальной стене (это могут быть или пористые абсорберы, или резонаторы Гельмгольца - на выбор, кому что больше нравится) - обеспечиваем наилучшее качество локализации.
2-а. Используем в центральной области рассеиватель/диффузор - в качестве бонуса получаем отличную фокусировку центрального образа, "открытость"/"яркость" (правда, в некоторых случаях даже несколько чрезмерную...) и, в то же время, впечатляющую пространственность звучания. Правда, при этом, несколько ухудшается локализация и музыкальные образы несколько увеличиваются в размерах.
2-б. Если же решили использовать для акустической обработки этой области резонаторы Гельмгольца (не важно - щелевой или перфорированные панели), то в бонусах, опять же улучшение фокусировки центрального образа, "открытость"/"яркость" (как правило, достаточно комфортная) и достаточную пространственность звучания, но, в отличие от рассеивателей, при сохранении качества локализации и размеров КИЗ. С моей точки зрения, это, пожалуй, самое рациональное акустическое решение.
2-в. При использовании для акустической обработки центральной области фронтальной стены широкополосных поглотителей резистивного типа, как я уже говорил выше, часто наблюдается неприятный эффект "потери "ясности"/"живости"/"яркости"/"лёгкости"" звучания (извиняюсь за оксюморон). Фокусировка центрального образа хуже. В то же время, такой вариант акустической обработки может оказаться гораздо более предпочтительным при прослушивании "тяжёлых" стилей музыки, обеспечивая, как мне кажется, большую детальность и качество локализации КИЗ на этом контенте.
Выводы: получается, что любая жёсткая высоко-рефлексивная поверхность в центральной области фронтальной стены фокусирует центральный образ, делая его более очерченным, "ясным", доминирующим, а звучание более "открытым", "лёгким" и "воздушным"... С другой стороны, характерный для интенсивных отражений негатив никто не отменял, поэтому оставлять без акустической обработки эту область, с моей точки зрения, таки нежелательно, а вот каким образом достичь желаемого эффекта - это уже дело личных предпочтений...
Таким образом, какой из описанных вариантов окажется ближе вам - дело сугубо индивидуальное. Конечно, многое зависит от геометрии самой комнаты, характера акустической среды, конструктивных особенностей и варианта размещения АС.
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Re: Вопросы по формированию звуковой сцены

Сообщение Dr.Sound » Чт авг 25, 2016 8:48 pm

Это фото с вариантом акустической обработки фронтальной стены с новыми акустическими системами на динамиках Sonido (НЧ лабиринт на SCW300-8 + ШП SFR175-8 Alnico):

Фото2-1.jpg
Фото2-1.jpg (244.75 КБ) Просмотров: 882
Doctor-sound.com.ua
"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Dr.Sound
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Ср сен 01, 2010 3:16 pm
Город: Украина, г.Луганск

Пред.

Вернуться в Акустика помещений

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron